Будда

Будда (санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробужденный»), в буддийской мифологии...
Описание

 Будда (санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробужденный»), в буддийской мифологии:
1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития,
2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития.
Будда имеет много параллельных терминологических наименований, как, например, татхагата («так пришедший»), сугата («в добре пришедший»), джина («победоносный»).

Первоначально словом «Будда» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других Буддах. В ранних текстах «Типитаки» упоминаются шесть Будд, которые появились до Шакьямуни, в «Буддхавансе» их число возросло до 24. Первым среди них считался Дипанкара (при нём, согласно мифу, Шакьямуни принял решение стать Буддой); Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). Довольно ранним можно считать и представление о будде грядущего мирового порядка Майтрее.

По представлениям мифологии хинаяны, Будда всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в которой ему предназначено стать Буддой, он имеет махапурушалакшану; после достижения нирваны (т.е. состояния Будды) он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Функция Будды — проповедь дхармы (учения, при помощи которого можно достичь нирваны).

В мифологии махаяны число Будд возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет своё «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». Каждый Будда имеет свою буддакшетру [поле (влияния)], которая находится в определённом месте в пространстве и во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По мифологии махаяны, Будда могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает). Функцией Будды является проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в других буддакшетрах (см. Амитабха). В связи с этим возникла идея о тождестве всех Будд, которая нашла выражение в концепции о «трёх телах Будды» (см. Трикая).

В текстах махаяны делаются первые попытки систематизировать пантеон Будды в соответствии с их буддакшетрами (в разных текстах упоминаются не всегда одни и те же Будды). В мифологии ваджраяны число Будд тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число Будд ограничивается пятью т, н. дхьяни-буддами (букв. «буддами созерцания») и соответствующими им пятью земными Буддами «Гухьясамаджа-тантра» (3 в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхъю и оставил его сидеть на своем месте. После этого он поочередно превращал себя в Вайрочану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырёх направлениях света, создав таким образом мандалу.

Материал нефрит
Рейтинг: Пока без рейтинга
Цена: