Опрос

Как вы о нас узнали?

Рекомендовали друзья - 26.3%
Интернет - 21.1%
СМИ - 26.3%
Другое - 26.3%
Голосование по этому опросу закончилось в: 01 Янв 2015 - 23:17

Изделия из нефрита

Уже в неолитических культурах Хуншань (северо-восточный Китай), Лянчжу (юго -восточный Китай), Луншань и Давенькоу (восточный Китай и Центральная долина) мы сталкиваемся с очень высокой технологией обработки. Разнообразна тематика нефритов: диски с отверстиями, подвески с изображениями птиц и черепах, свернувшиеся драконы- в Хуншань, хохлатые птицы с длинными хвостами - в Луншань, цилиндры с контурами куба цзун и диски би в Лянчжу (поздний неолит). Именно искусством обработки нефрита, секрет которого заключался в благородстве материала, безупречности исполнения и сложности орнамента прославилась культура Лянчжу (3-2 тыс.до н.э.). Нефрит становится признаком элиты, зачастую статус погребенного можно определить по количеству нефрита в могиле.


С наступлением бронзового века, в эпоху древних царств: Ся (2000-1600 до н.э), Шан-Инь (1600-1050 до н.э.), Западного и Восточного Чжоу (1050-221 до н.э.), нефрит продолжает играть ведущую роль в ритуальных целях и обрядах погребения (полагали, что он способствует мумификации). Погребения буквально утопают в нефритах, в виде дисков, ритуального оружия, ожерелий, а также масок из пластин. Кроме этого из нефрита изготовляются знаки отличия для императора и придворных. Существовали строго регламентированные формы ритуальных и официальных предметов и определены цвета, используемого нефрита. Начинают появляться пряжки и украшения-амулеты, охраняющие владельцев от злых духов, болезней и прочих напастей.Установление первой империи Цинь, ведет к дальнейшему расцвету пышности двора и погребальных сооружений, которые должны были показать величие императора и основанной им Империи. Источники описывают фантастическую красоту и богатства подземного дворца мавзолея Цинь Ши-хуанди, немалую часть которых составлял нефрит.Во время правления следующей династии Хань получает широкое распространение обычай покрывать полностью тело усопшего пластинками из нефрита, сшитыми в саван. Так было обнаружено погребение Лю Шэна, девятого сына императора Цзин-ди, умершего в 113 г до н.э., и его супруги Доу Вань. Они были одеты в "погребальные одеяния" из нефрита, состоящие из 2000 пластин, сшитых золотой нитью.
Помимо ритуальной и официальной роли нефрит имел широкое применение в частной жизни китайцев. До изобретения фарфора из него делали чашечки для вина, кубки, вазы, курильницы, коробочки и табакерки (в виде флаконов). Для династии Хань характерны нефритовые фигурки людей и животных, как фантастических, так и выпоненных в реалистичной манере (например, фигурки лошадей).

На протяжении всей своей истории нефрит является предметом коллекционирования. В нем для знатока ценно все: красота камня, умелое использование резчиком особенностей камня, сложность и качество резьбы, редкость формы изделия, принадлежность к той или иной эпохе, эстетическое очарование вещью. Нефрит собирали китайские правители и ученые мужи, а с проникновением в Китай европейцев, китайская резьба по нефриту стала украшением частных и музейных коллекций. Увлечение Востоком особенно сильно проявилось во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. В этот период из Китая было вывезено большое количество резного нефрита, стилистика которого во многом повлияла на европейское ювелирное искусство того времени. В последние годы растет интерес к китайскому нефриту на мировых антикварных аукционах, особенно к неолитические ритуальным предметам , фигуркам животных и людей

После образования КНР китайские археологи вскрыли могилу тринадцатого императора династии Мин Чжу-Инцзуня, похороненного в 1561 году. И увидели в центре камеры на постаменте гроб императора, по бокам гробы обеих жен, а вдоль стен горы серебра, золота и различные валуны нефрита.
В усыпальнице находилась белая нефритовая пиала императора, для которой был сделан филигранный золотой подпиальник; изящные серьги одной из императриц, в которых на золотом кольце висела фигурка белого нефритового кролика трех сантиметров высотой с рубиновыми глазами, снизу к фигурке приделаны цветы из золота с камнями, изображающие лужайку, по которой скачет кролик. Недавно в Бурятии нашли месторождение Белого нефрита, очень схожего с нефритом,пошедшего на изготовление кролика для сережек жены тринадцатого императора из династии Мин.
Английская королева Виктория имела превосходной работы нефритовый скипетр, присланный в подарок китайским императором.
национальным камнем Китая, где его называют нью-ши и где считают его самым красивым из всех камней.

Традиционная китайская символика изощренно сложна и охватывает все стороны жизни людей. Нельзя желать что-либо и указывать на что-то значимое и настоящее впрямую. Всегда ищется способ опосредованного обращения, скрытого для непосвященных смысла. И чем сложнее узор символического ряда тем больше шансов, что послание дойдет по назначению. Символы и амулеты связывают мир людей с высшим миром, напоминая нам что когда-то все люди верили в волшебство, абсолютно все.Именно нефрит чаще всего используется для амулетов-оберегов. Во-первых, он прочный и вечный материал, во-вторых, теплый и приятный на ощупь, почти живой, в-третьих, любование игрой света, чистотой цвета и глубиной камня учит внимательному вглядыванию в узор бытия. Сам по себе иероглиф Нефритовый амулет "Юй Фу" несет сакральный смысл и является счастливым оберегом. Многозначна символика нефрита - это и эталонная базовая драгоценность, и символ чистоты и добродетели, и символ бессмертия, элемент в даосской алхимии, и эротический символ.Символика, наработанная веками ритуала, в сочетании с энергией камня, и внимательное взаимодействие с амулетом (т.е. сочетание "трех драгоценностей" Неба, Земли и Человека) позволяют получить мощный инструмент связи с мистической реальностью или Космосом, как вам больше нравится.

Наряду с появлением декоративных украшений и предметов среды, все больше ценятся реплики древних изделий, и даже просто воспроизведение стиля предыдущих династий. Новые появившиеся формы - это плакетки (пластинки с надписями и изображениями), резные экраны, вазы с очень сложной резьбой, висячими кольцами и цепями, выполненными из целого куска камня, предметы "кабинета ученого", жезлы жуи , пейзажные камни(?) и т.д. Часто используются благопожелательные надписи и стилизованные иероглифы.